Культура танца несомненно является важной составляющей духовного наследия любого народа. Славянские народы — не исключение. Ритуальный танец во все времена играл важную роль в обрядовой деятельности. Кроме того, танец обуславливал культуру движения и являлся методом недирективной психофизической подготовки членов сообщества. Не претендуя на широкое освещение темы, данная статья ориентирована на раскрытие некоторых характерных особенностей культуры славянского ритуального танца в свете мировой эзотерической традиции.

 Геннадий Адамович, Алексей Толмачев

 СЛАВЯНСКИЙ ОБРЯДОВЫЙ ТАНЕЦ В СВЕТЕ МИРОВЫХ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

При рассмотрении психофизических методов тренировки восточных славян необходимо обратить внимание на достаточно большое количество упоминаний в устной народной традиции о прыжках через предметы: «в старину просто молились: через ровок скок, за матку скок, за батьку скок», «не перепрыгнув, не говори гоп». При рассмотрении приведенных поговорок необходимо учитывать своеобразное отношение к Богу, его возможностям, и отношение к христианской церкви, в частности у белорусов: «поклонись кусту, так даст он хлеба ломоть», «в лесу живем, пню кланяемся».

В сказании о «богомолении» сопоставляются две религиозные традиции: языческая заключавшаяся в перепрыгивании (тридцать раз в день) через колоду со своеообразной молитвой «тебе боже, мне боже» — и христианская — посещения церкви и принятия причастия на «великодень». При рассмотрении двух методик оказывается, что после первой, языческой, можно было «ходить по воде», а после посещения церкви и принятия причастия — этот навык исчезал.

Рассматривая приведенные выше народные поговорки и предание, можно предположить, что прыжки через пень, колоду, огонь, куст являются:

  •  ритуалом поклонения некому языческому божеству, место прибывания которого находится в пне или колоде, огне или кусте;
  • поклонением предкам, выражаемое в ритуальном охранном прыжке за «матку и батьку»;
  • основным в ритуале поклонения является перепрыгивание предметов, олицетворяющих местопребывания бога;
  • повторение определенной фразы тебе боже, мне боже (молитвы, заклинания), вызывающей определенные психофизические изменения у выполняющего прыжки;
  • ритмичность выполнения прыжков;
  • требование к постоянной тренировке.

В мировой практике психофизические методы проявляются, в основном, в обрядовых действиях. В основном, это ритуальные танцы, позволяющие раскрыть определенные психофизические возможности человека. Их практика вполне сопоставима с сохранившейся белорусской традицией мужского народного танца и вышеприведенной психофизической методикой, существовавшей в традиции восточных славян. В каждой из ниже перечисленных традиций существует, как составная часть, и сходный прыжковый элемент.

В частности у североамериканского племени шошонов главным ритуалом года является «Пляска Солнца». В основе ее обряд благодарения, в котором участники благодарят Верховное Существо за прошедший год и просят сделать счастливым и здоровым год наступающий. Подобные ежегодные ритуалы благодарения встречаются и у многих других племен североамериканских индейцев. Индейцы Великих Озер имели упрощенную версию такого обряда, и она существовала у шошонов Винд Ривер, пока не была заменена «Пляской Солнца». «Пляска Отца», как она иначе называлась, представляла собой круговой танец, в котором мужчины и женщины танцевали вокруг кедра, хлопая в ладоши и совершая боковые движения. Они пели, благодарили «Отца Нашего» за его щедрость и просили его прислать дождь и обилие пищи и помочь людям выжить. В этом обряде кедр представлял собой Древо Мира, символ присутствия «Отца Нашего». Интересной особенностью «Пляски Солнца» является большая продолжительность данного обряда — трое суток, и при этом полное воздержание от пищи и воды. После прохождения обряда многие участники становятся способными предсказывать, а молодые люди считаются взрослыми.

У индейских племен Мез-Америки существовал тайный обряд «Танца Силы», исполняемый нагвалем (мужчиной-целителем) на вершине холма. Этот обряд также именуется «Танцем Четырех Ветров», поскольку танцор должен обрести силу всех четырех ветров, соотнесенных с четырьмя сторонами света и символизирующих четыре первоэлемента. Цель «Танца Силы» — обретение индивидуальной Силы (природной психофизической субстанции) для последующего использования в целях диагностики и целительства.

Наиболее известной в настоящее время является традиция использования ритуального танца в йоге и тантре, системах психофизического совершенствования Древней Индии. В этом отношении весьма показательной является одна из древнейших практик ведического культа Рудры — Шивы (у древних славян известного как Род). Один из эпитетов Шивы — Натараджа, «Царь танца». В шиваитских храмах, например, в Чидамбараме (Тамилнад), можно видеть изображение многорукого Шивы, танцующего на одной ноге в круге огня, со вставшими дыбом спутанными волосами, держащего в правой верхней руке барабан «дамару», балансирующего «Огнем Разрушения» в левой верхней, одной из нижних рук указывающего на свою ногу, легко поднявшуюся за пределы этого мира, а другой нижней рукой ободряющего своего почитателя миролюбивым жестом, означающим «не бойся».

Во многих случаях танец Шивы, называемый «Тандава», исполняет человек, участник ритуала. Подражающий Натарадже танцор, йогин или целитель, может проявлять качества Шивы или одного из Его «гневных» проявлений, такого, как Бхайрава или Вирабхадра, и способен исполнять экстатический танец в течение нескольких часов, исполняясь необычайной силой. Подобная практика лежит в основе Кундалини- или Сиддха-йоги, направленной на раскрытие потенциальных возможностей человеческого организма. Она же широко используется как эффективный метод в процессе подготовки воинов, например, у сикхов. Во время танца «Тандава» часто исполняется санскритский гимн (особые мантры), называемый «Шива Тандава Стотра», авторство которого приписывают древнему царю духов Шри Раване, легендарному правителю Шри-Ланки.

Широко известными в последние годы стали методы медитативного танца, практикуемые в суфизме. Это прежде всего «верчение дервишей» — многочасовое вращение танцора вокруг собственной оси, сопровождаемое особого рода зикрами (распевной декламацией арабских стихов философского содержания) и статикой верхних конечностей. Кроме того существует «Танец Четырех Шагов», включающий помимо движений поочередно по направлению четырех сторон света (русское: «на все четыре стороны») с возвратом в центр, также весьма интересную технику движения рук, сопровождаемую особым дыханием. Для активизации внутренних сил организма практикуется также «Танец Неба», заключающийся в ритмичных прыжках вверх с поднятыми вверх руками; при приземлении танцор сильно ударяется пятками ног о поверхность земли, что вызывает импульс, идущий в копчик, где, как считается, находится центр резервных сил организма. Суфийские практики психофизического совершенствования стали известны на Западе благодаря Георгию Гурджиеву, поэтому за рубежом их часто называют «гурджиевскими танцами». Их оздоровительную ценность подтвердил ряд научных исследований, проведенных в Европе и США.

Отрадно осознавать, что и традиция славянского обрядового танца в последние несколько лет привлекает к себе внимание специалистов и просто людей, интересующихся своими истоками. Благодаря усилиям нескольких энтузиастов эта тема получила развитие в таких учебных заведениях как Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ) им.М.Танка, Балтийская Педагогическая Академия (РФ) и Познаньская Спортивная Академия (РП).

Литература:

1. Пословицы и поговорки, кн.2. Мн., 1976.

2. Бездонное богатство. Легенды, предания, сказы. /Сост. Гурский А.И., Мн.,1989.

3. Толмачев А.В. Искусство магии, или Объяснение магов (Введение в сферу абстрактной магии). Мн., 1994.

4. Religious Traditions of the World. San Francisco, 1994.

5. Вестник Балтийской педагогической Академии, С.-Пб., 1999.

 

P.S: Данный материал был опубликован на нашем сайте в 2001 году. Источник к сожалению, утерян. А.О.

 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
👁 292