Людвиг Мария Синистрари — последний из демонологов, следовавший инквизиторским традициям Реми, Боге и других, был известен как ученый и человек благородного обхождения; хороший лингвист и интересный собеседник. Он был аббатом ордена францисканцев-миноритов, родился в Амено округа Сен-Жюль в 1622 году. Он воспитывался и получил образование в Павии, где и вступил в орден Францисканцев в 1647 году в возрасте 25 лет.

Синистрари был достаточно образованным для своего времени человеком. Сначала он получил степень профессор философии, а затем и богословия. Эти науки он изучал 15 лет.  Он изучил сам несколько иностранных языков, и не однократно защищал свои убеждения на собраниях Ордена Францисканцев в Риме. Как говорят очевидцы: «Его проповеди удивляли красноречием и были исполнены благочестия».

Его образованность и страсть к наукам не остались незамеченными. Со временем он занял пост советника при высшем суде Святой Инквизиции, был в течении двух лет  главным викарием епископства Авиньонского и кроме этого – богословом при епископе Миланском.

В 1688 году Синестрари составил устав францисканского ордена. Самая большая работа С. «De Delic-tis et Poenis» («О преступлениях и наказаниях») была опубликована в Венеции в 1700г., но затем включена в «Индекс запрещенных книг», пока в 1753г., уже после смерти автора, не была откорректирована в Риме.

Современники так описывают его: «Он получил от природы самые блестящие дары, одинаково ценные, как для светской жизни, так и для религии: высокий рост, открытое лицо, широкий лоб, быстрый взгляд, прекрасный цвет лица, приятную и остроумную речь; кроме этого, он  был замечателен своим терпением, с которым переносил приступы жестокой подагры и строгим повиновителем правил ордена.»  Как мы видим, для своего времени, фигура Синистрари была достаточно  незаурядна, как впрочем, и его трактат.

Наиболее распространенное современное мнение что инкубы и суккубы – это демоны (злые духи) сексуальной природы.

Этот образ плотно вошел в современную мифологию, однако, прочитав работу Синистрари, вы увидите, что автор «Трактата об инкубах и суккубах» был совершенно иного мнения, об их природе видя в них, определенный род живых существ. Нечто промежуточное между человеком и духовными сущностями.

Согласно Синестрари, инкуб и суккуб были не злыми ангелами или дьяволами, afolleti или duendes, человекоподобными существами, обладавшими чувствами и имеющими право на искупление своих грехов Христом.

Вторым, не менее интересным фактом, является то, что автор «Трактата об инкубах и суккубах» говорит нам о том, что  на духовный мир может действовать непосредственно природа того или иного органического компонента и при этом, данное действие не будет иметь оттенка «магической» процедуры.

Текст подготовлен по материалам журнала «Изида» 1912 года издания, специально для газеты «Для тех, чья душа не спит».

Anthony Omens

 

 

Людвиг Мария Синистрари

Трактат об инкубах и суккубах

(избранные главы)


Происхождение слова «демоналитет» (демоноложство).  Чем это преступление отличается от бестиалитета (скотоложства). Мнение св.Фомы Аквинского.

Первый автор, который, на сколько я знаю, изобрел слово «Demonialite», был Жан Карамюэль в своем «Основном богословии» и никто до него, как мне кажется, не различал этого преступления от «бестиалитета». Действительно, все теологи-моралисты, со Св.Фомой во главе, понимают под наименованием бестиалитета «всякого рода плотские сношения человека с каким-нибудь объектом другого родя или вида»; это подлинное выражение св.Фомы. Катэтан в своем толковании по этому вопросу причисляет сношение с дьяволом к роду «бестиалитета».

Однако известно, что св.Фома, затрагивая этот вопрос, совсем не имел в виду сношений с дьяволом. Говоря о грехе против природы, «когда происходить сношение с объектом другого рода, что на­зывается «бестиалитет», предполагает под этим названием существо иного вида и рода, нежели человек;  поэтому он не может здесь употребить слово объект пли предмет в общем смысле. Св.Фома хотел здесь определить сношение человека с живым объектом другого рода, т. е. с животным, и ни мало не думал о сношении с дьяволом.

Итак, сношения с дьяволом — демоналитет, будь это инкуб или суккуб, раз­личаются от бестиалитета и представляют какого-либо специального вида этого последнего, как ошибочно думает Каэтан, и что бы ни говорили другие писа­тели и Карамюэль, грехи против природы очень различны.

Это учение и противоположное мнение были осуждены Папой Александром VII потому, что каждый из этих грехов имеет свое особливое нечестие, противное целомудрию, и препятствует воспроизведению рода человеческого. Можно сослаться на еще, довольно известное учение моралистов, установленное на «Соборе тринадцати» и «Заседании Четырнадцати», признанное теологами, что на исповеди, достаточно высказать обстоятельства, которые определяют род греха.

Если же демоналитет и бестиалитет – одного и того же специального рода, достаточно кающемуся, если он имел сношение с дьяволом, сказать своему духовнику – «я совершил грех бестиалитета». Но это – лживо, потому, что эти два греха не одинакового рода.

Может быть, скажут, что  обстоятельства сношения с дьяволом должны быть открыты духовнику из-за оскорбления, которое они наносят религии; действительно, это оскорбление происходит, будь то от поклонения, обращенного к дьяволу, или от жертв и молений, ему адресованных, или от договора заключенного с ним (св.Фома, вопрос 90). Но как будет в следствии, есть инкубы и суккубы, до которых ничего из этого не  касается.

Кроме того, по  признанию всех теологов-моралистов, грех сношения с дьяволом гораздо тяжелее, чем подобное деяние, совершенное с каким-нибудь животным.

Но в одном и том же специальном роде греха, один грех не может быть более тяжел чем другой, но все они одинаково тяжелы: одно и то же – имеет ли сношение с ослицей, с собакой, или с кобылицей.

Сношения с инкубами и суккубами не есть плод воображения, но действительность, как свидетельствует блаженный Августин.

Определив различие слов «демоналитет» и «бестиалитет», что бы можно было оценить всю тяжесть это го преступления и определить наказание которого оно заслуживает (что для нас самое главное), нам надо исследовать сколькими различными способами этот грех может быть совершен, потому, что дьявол, в форме инкуба или суккуба, соединяется не только с человеком, но так же и с животными.  По мнению некоторых авторов, все это не что иное, как расстроенное воображение. Подобные вещи, говорят они, встречаются в рассказах о колдунах; при наваждении дьявола, думают, что присутствуют на ночных сборищах и имеют с дьяволом плотское сношение; на самом же деле все это они воображают как это было обнаружено двумя соборами.

Колдуны же и колдуньи действительно присутствуют на ночных сборищах и имеют плотские сношения с дьяволом. Это мнение теологов и католических юристов просто изложено в «Compendium Maleficarum» или в «Repertorie des Sorcieres de Francois Marie Guaccius»

Наконец, что бы решить этот вопрос, у нас есть авторитет блаженног Августина, который выражается так: («De Civite Dei» Кн. 15 глава 23) «Это очень распространенное мнение, что Сильваны и Фавны, обыкновенно называемые инкубами, часто беспокоят женщин. Есть тоже дьяволы, которых Галлы называют Дузиями (домовыми), которые предаются этим нечистым сношениям. Это засвидетельствовано такими многочисленными авторитетами, что было бы наглостью их отрицать». Таковы подлинные выражения блаженного Августина.

История об инкубе и молодой монахине. История о дьяконе

Первую из этих историй я заимствовал у исповедника монахинь, человека степенного и заслуженного доверия; второй я сам был свидетелем.

В одном женском монастыре жила в качестве пассионерки молодая девица благородной фамилии. Она была искушаема инкубом, являющимся и днем и ночью с не отступными просьбами как самый страстный влюбленный, беспрестанно побуждающий ее к греху. Она, однако, противилась, по милости Божьей, и оставалась твердой в своем сопротивлении. Но, не смотря на ее благочестие, обеты, не смотря на  заклинания и благословения, повеления заклинателей инкубу отказаться от своих преследований вопреки множеству реликвий и других священных предметов, собранных в комнате молодой девушки, инкуб не переставал являться под видом очень красивого молодого человека. Наконец,  между учеными рассуждавшими об этом случае, нашелся один богослов который, наблюдая за искушаемой девицей и заметя, что она обладает крайне флегматичным темпераментом, догадался, что этот инкуб должен быть водяным духом, (существуют, действительно, по свидетельству Гуаччи, инкубы: огненные, воздушные, земные, подземные, враги дня) и приказал, чтобы в комнате молодой девушки произвели окуривание паром.

Принесли новый котел из глины, поло­жили туда унцию ароматической канны, перцу, кубеба, корней аристолохии, карда­мона крупного и мелкого, имбиря, длинного перцу, гвоздики, корицы, мускатного цвета, мускатного ореха, росного ладана, бензоя, дерева алое, и смешали все это с тремя бутылками полуочищенной водки. Поставили котел в горячую золу, чтобы пошел окуривающий пар, и комнату плотно за­крыли. Окуривание заставило явиться инкуба, который, однако, на этот раз не смел проникнуть в комнату, и только, когда девица выходила в сад или шла в мо­настырь, он тотчас же являлся ей, оста­ваясь для других невидимым, обнимал ее, целовал, отчего, она очень страдала. После нового совещания, наш богослов приказал девице носить при себе маленькие катышки из благовоний, как напр.: муската, амбры, перуанского бальзама и др.

Вооруженная таким образом, она выхо­дила в сад, и тотчас появлялся инкуб. Озлобленный и грозный, он не смел более к ней приблизиться и наконец исчез. Чтобы более не возвращаться.

Второй случай произошел в Павии, в картезианском монастыре, где жил дьякон По имени Августин, который под­вергся различным притеснениям со сторо­ны суккуба. Несколько заклинателей тщет­но пытались его освободить; все средства оставались без успеха. Викарий монастыря пришел ко мне посоветоваться.

Видя не­действительность обыкновенных заклинаний и вспомня вышеприведенный пример, я посоветовал окуривание благовониями, подобно тем, о которых была речь, и приказал диакону носить на себе катышки, надушенные теми же 6лагоуханиями; а так как он употреблял табак и очень любил водку, то я ему рекомендовал употреблять табак и водку с запахом мускуса. Суккуб ему являлся в различных видах: скелетом, свиньей, ослом, птицей или принимал вид какого-нибудь монаха этого монастыря. Однажды он даже принял  вид аббата и убеждал дьякона очистить совесть, ввериться Богу и исповедоваться тайно прочитал с ним псалмы Exsurgat Deus и Qui habitat и евангелие от Иоанна; при словах – «Verbum caro fictum est»; он преклонил колено, а затем, схватив епитрахиль и кропило со святой водой, благословил келью и кровать, как настоящий настоятель, повелев демону не беспокоить впредь дьякона. После этого, он исчез, обнаруживая этим свой обман. Не взирая на окуривание, которое я посоветовал, суккуб все же не прекратил своих преследований и однажды даже принял вид своей жертвы и явился к викарию, у которого попросил водки и табаку с мускусным запахом. Получив то и другое, он мгновенно исчез, показав, таким образом, викарию, что он был обманут суккубом, что было потом удостоверено и дьяконом, который клятвенно уверял, что  не был в келье викария. Тогда я заключил, что этот инкуб, был не водяным, как инкуб, влюбленный в молодую девушку, а огненным или воздушным, а потому наслаждался теплыми благоуханиями. Темперамент молодого дьякона, гневный и сангвинистический, только укрепил мои подозрения. Потому, что инкубы никогда не преследуют людей, темперамент которых схож с их собственными: новое доказательство моего мнения их телесности. Я посоветовал викарию дать дьякону травы, холодные по своей природе, каковы: кувшинка, печеночник, молочай, дикий чеснок, подорожник, белена и другие.  Составив из них два пучка, один из которых повесил у окна, а другой – у двери. Комнату, пол и постель я посоветовал посыпать этими травами. И странная вещь! Суккуб, явился, но остался за порогом, не смея войти, и дьякон спросил его о причине такой не обычной скромности, то , вместо ответа суккуб разразился проклятьями и ранил меня, посоветовавшего это средство защиты. Затем он исчез, и больше не появлялся.

Форма и организация тел инкубов и суккубов. Сравнение с образованием вина.

Имеют ли эти существа внешность человека, или какую нибудь иную. Постоянна ли их форма тела как у животных или только случайная, подобно облаку или жидким веществам, напр. маслу воде и пр. Составлен ли их организм подобно человеческому из различных веществ: костей, мускулов и пр. На эти вопросы я могу ответить, что определить их форму тела  трудно, потому что состав его не поддается контролю наших чувств, будучи слишком утонченным, для нашего  физического зрения и осязания. Можно однако, предположить, что внешность их подобна человеческой, но совершеннее её, потому что существа эти менее материальны и следовательно, находятся на боле высокой ступени эволюции. Что касается до существенных частей их органов, то необходимо, что бы они были упругими, и мене нежными отвечая требованиям органического действия. Относительно сомнений в чрезмерной утонченности их тел я скажу, что твердость частей их тел будет не безусловна, но только относительно других более утонченных частей, что можно наблюдать во всех жидких телах, как например, в вине, масле, молоке и т.д., различие в составе которых может быть обнаружено только с помощью химического анализа.

Таким образом,  если мы примем это естественное правило и предложим утонченную телесность их организма аналогичную жидкостям, то не останется места для предположений какой либо разницы, т е доказательства против их существования, потому что как мы говорили, разнородность частиц вина  и их случайных соотношений не вредит нисколько существующему порядку частей, что можно сказать и относительно утонченного тела наших существ.

Подвержены ли эти существа болезням, увечью и смерти? Родятся ли они в первородном грехе? Искуплены ли они Иисусом Христом для блаженства или же над ними тяготеет проклятие.

Пятый вопрос:  подвержены ли эти существа болезням и увечьям, подобно людям? Устают ли они от работы, нуждаются ли они для восстановления сил в сне , еде питье? Каково их питание? Подвержены ли они смерти и могут ли быть убиты случайно или действием других существ?

На это можно  сказать, что  как бы утончены их тела не были, они все же материальны, подвержены тлению и следовательно, могут страдать от вредных сил. И быть больными, то есть, их органы могут отказаться работать, или будут исполнять лишь с трудом свои функции, что является следствием всякой болезни. Действительно, так как материя их тел плотна, как тело человека, потому, что не содержит смешанных вместе элементов, то они не страдают так легко от вредных сил  и менее человека подвержены болезням, почему жизнь их продолжительнее, потому что чем существо совершеннее в своем роде, тем дольше оно живет. Свидетельством чему является человек, жизнь которого дольше, чем других существ. Я не признаю вековую жизнь ворон, оленей и некоторых других животных, о которых Плиний рассказывает нам <….> и его труды хотя и были изданы никто не взял на себя труд их проверить. Отсюда надо вывести заключение, что существа, о которых мы говорим, превосходят человека долговечностью.

Как мы это покажем ниже, они благороднее человека, следовательно, будучи подвержены другим телесным чувствам, они не нуждаются ни в пище, ни в отдыхе. Что касается их благоразумия и образования, то они могут быть и невежественными, если их ум не был развит учением и наставлением. В общем, они вероятно более сведущи, чем человек, так как их тело боле утончено, ум, ум боле деятелен, а жизнь продолжительнее, что помогает им больше узнать, чем людям. Таковы причины  указанные бл. Августином

Они могут, вероятно, страдать от стихийных сил, но с трудом могут быть убиты, обладая астральным зрением и быстротой перемещения. Их можно вероятно изувечить во время сна или в момент оплошности пи помощи твердого тела, например шпаги, что может причинить им увечья и даже смерть, так как душа, которая не делима, не в состоянии оживлять несколько частей одного органического тела.

Шестой вопрос. Могут ли их тела входить в другие тела, как например дерево, металл, стекло и т.п. Могут ли они жить в большом числе  водном месте (материальном), и на какое пространство распространяется их тело?

По этому поводу можно сказать, что все сношения, наконец – впадение души в грех. Но, возразим мы, есть инкубы избирающие предметом своей страсти лошадей или других животных и если не находят в них покорности своей страсти то причиняют им вред, и поэтом у нельзя утверждать, что демон притворяется желающим сношений, что бы погубить лишь душу, так как душа животного но подвергается вечному проклятию. К тому же, любовь и гнев производит у них действия совершенно противоположные. Если женщина или животное покориться их прихотям, то инкубы обращаются с ними прекрасно; и наоборот – очень грубо при сопротивлении. Итак, инкубы имеют на самом деле страсти и чувства. Кроме этого, злые духи имеют дело с колдуньями и одержимыми, принуждают их боготворить себя, кощунствовать, совершать злые дела и ужасные преступления. Инкубы не требуют ничего подобного: это не злые духи.

Что бы прогнать демона, что бы заставить его дрожать и трепетать, достаточно как пишет Гуаччи имени Иисуса или Девы Марии, крестного знамения, приближения святых реликвий или освященных предметов, заклинаний, заклятий или поведения священника. Это можно ежедневно видеть на бесноватых, и Гуаччи приводит много примеров заимствованных из историй ночных сборищ колдуний, где при крестном знамении одного из присутствующих и при имени Иисуса исчезали все демоны и колдуньи. Инкубы же, подвергнутые подобным испытаниям, не бегут, не проявляют никогда никакого страха, иногда даже встречают заклинания насмешками и рвут одежды священников. Итак, ясно, что инкубы это не злые духи, не добрые ангелы; так же ясно, что  это не люди, хотя и одарены разумом. Что же они такое?

Если предположить, что  это чистые духи, то они были бы прокляты или блаженны, потому что по богословию, нет непорочных духов на пути к блаженству. Проклятые, они имели бы ужас к кресту и имени Иисуса Христа; блаженные, они не склоняли бы человека ко греху. Значит, они нечто другое, чем чистые духи, и, следовательно, имеют тело и стоят на пути к блаженству.

Материально активная сила не может действовать иначе, как только на такую же материальную и страдательную; чисто материальное не может действовать чисто духовное. Есть естественные силы, которые могут действовать против инкубов. Отсюда следует, что эти инкубы материальны или телесны.

Наша посылка доказана свидетельствами Диоскорида, Плиния, Аристотеля, Апулея и утверждена знанием: мы имеем не сколько трав, камней и животных существ которые имеют силу прогонять демонов, каковы; рута, зверобой, вербена, заячий чеснок, клещевина, золототысячник, бриллиант, коралл, черный янтарь, яшма, кожа с головы волка или осла и сотни других веществ; тому, кто подвергся нападениям демона позволено иметь такие предметы, ноне прибегать к волшебству. Отсюда следует, что камни и травы могут своими естественными свойствами обуздать усилия демона. Прежде церковный устав не позволял их употреблять и запрещал, как суеверие. Блестящий пример мы находим в Святом Писании, где ангел Рафаил говорит Товиту о рыбе, которую тот поймал в Тигре: «Если ты бросишь на угли частицу её печени, то дым заставит исчезнуть демона». Опыт доказал истинность этих слов, потом, что печень рыбы еще не сгорела, как инкуб влюбленный в Сару исчез и скрылся, что бы более не возвращаться.

На это богословы обычно возражают, что естественные силы прогоняют инкуба, но только вначале, а потом  полное действие должно быть от сверхъестественной силы Бога или ангела. Таким образом,  что сверхъестественная сила и есть первая причина, прямая и главная, а естественная сила только второстепенная, косвенная и подчиненная. Что бы объяснить, как дым от печени рыбы сожженной Товитом мог заставить бежать инкуба, Валезий допускает, что этот дым получил от Бога сверхъестественную силу прогнать инкуба, так же, как материальный огонь ада имеет силу мучить демонов и души проклятых. Другие, как Лиранус и Корнелиус, доказывают, что дым от печени рыбы прогнал демона вначале естественной силой, окончательно же он был удален силой ангельской, и небесной, и это мнение разделяется всеми авторами, которые рассуждают о способах заклинания бесов.

Однако же инкубам, как мы сказали, оно не может быть применено: они не осаждают тела, не насаждают болезни и их злоба ограничивается ударами и дурным обхождением с непокорными.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
👁 720