Anthony and Melissa Omens

Богиня Баст и все, все, все.

Проснулась ночью, почувствовав на себе чей-то пристальный взгляд. Повернула голову: из темноты на меня смотрели два светящихся глаза моей кошечки. «Ну, где ты была сегодня, киска?» Не дождавшись ответа, повернулась на другой бок и замерла, дотронувшись рукой до чего-то теплого и мягкого. «Мурррр!» – мяукнула моя… Моя мурлыка?! Я резко обернулась назад – темнота глянула мне  лицо. Уф! Показалось! «Не пррравильно говоришь, хозяйка, не пррравильно! Спи, утррро, вечера мудрррренее!» — замурлыкал, мой «песочный человечек». А ведь верно, почему бы … Не успев додумать свою мысль, я погрузилась в сон…

Картинки сменяли друг друга с огромной скоростью, как в калейдоскопе: пустыня из красного песка, жара, дорога, колонны, рядом с которыми расположились львы, мелькают храмовые комнаты и, наконец, святая святых храма – статуя Богини. В воздухе еле уловимо пахнет смесью из ладана, кошачьей мяты, сандала, иланг-иланга и чего-то еще. Вокруг почему-то не видно ни одного жреца или жрицы, даже котов. Глаза Богини оживают и заглядывают прямо в душу, слышен легкий, плохо различимый шёпот — только бы уловить, запомнить, чтобы потом все вспомнить. Все! Встреча закончена, статуя замирает. Путь назад.

Просыпаюсь в комнате, моя мурлыка лежит на груди, греет и мурлычит. Заглядываю ей в глаза – что же я должна была вспомнить?! Она поднимается, потягивается и одним прыжком забирается на стол, где, встав на задние лапки, тычется носом в настенный календарь. Подхожу – 15 апреля. Сегодня же праздник в честь богини Баст, точнее один из них. Что же я должна была сделать, о чем пытался напомнить мне ночной шёпот? И тут я вспоминаю, что обещала написать продолжение статьи о Баст.

Конечно же, в одной из статей рассказывалось, как можно с помощью магии найти пропавшее животное, в т.ч. и кошку. В конце статьи говорилось: «Очень интересен ритуал, посвященный богине Баст для защиты кошек. Его можно использовать для защиты как своего животного, так и всего семейства кошачьих, и от болезни, и от плохих людей, и от неприятностей на улице, и для поиска.»

После выхода статьи я стала получать сообщения с просьбой рассказать побольше о самой Баст и о некоторых ритуалах к Ней. Но, как водится, дела-дела — год пролетел незаметно. И вот настало время платить по счетам – садиться за написание новой статьи. Да простит меня Великая за мою задержку!

А мурлыка смотрит на меня и приговаривает: «Пррравильно думаешь, хозяйка, пррравильно!»

Ну, раз правильно, то может стоит познакомиться с этой Богиней поближе?

Что же нам известно о Баст?

Баст – Богиня-кошка, а также Госпожа Востока, Богиня огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции и врачевания, хранительница домашнего очага. Дочь и жена бога солнца Ра, жена Пта, мать Махеса, Анубиса и Нефертема. Бастет отождествлялась с Сехмет, Тефнут, Хатор, Мут и даже Изидой. Кошка была самым священным животным египтян. В храме Баст жили особо священные кошки, которых после их смерти торжественно бальзамировали.

Уххх!  Это то, что мы можем прочитать в доступных всем источниках. Но что из этого правда, а что досужие вымыслы и дополнения иных культур?  Итак, рассмотрим повнимательнее.

Что же скрывается под этой «белой и пушистой шкуркой».

 

Религия Кемета. Родина Баст – Кемет или древний Египет. Само слово «Египет» или «Aigyptos» — греческое слово, и первоначально имело отношение к человеку из Мемфиса, города Птах.

Традиционно считается, что религия, которую представляет Баст, политеистическая по своему характеру. Однако современная египтология подвергает данный факт сомнению. Так, например, Эрик Хорнанг в своей инновационной книге «Концепции Бога в Древнем Египте: едино- и многобожие» предлагает новый взгляд — вера с одним богом (единобожие), который может быть представлен в различных лицах, образах, т.е. Бог един, а его воплощений или персонификаций много. В связи с этим, те, кто склонен считать, что в Древнем Египте было единобожие, – наполовину правы.

В сумеречный период на Кемет оказали влияние две классические политеистические культуры : древнеримская и древнегреческая. Потеря в течение многих тысячелетий иероглифического языка, лишь усугубляло возникновение ошибочных представлений. Как нельзя назвать индуистскую религию чисто политеистической, так же нельзя отнести это и к религии Кемета.

Это очень важно понять при изучении Древнего Египта, чтобы суметь разделить времена, когда Египет подвергался внешнему (иностранному) влиянию – Поздний период, и когда этого не было.

Наличие культурных, религиозных и социально-структурных различий было явно до такой степени, что существовало как бы два принципиально разных Египта, две страны: земли, издревле принадлежавшие фараонам, т.е. земли «аборигенов», и земли, находящиеся под властью иноземных правителей.

В принципе, если древнеегипетская религия и ее многочисленные понятия и концепции представляет трудность для восприятия обычных людей, далеких от теологических споров, то можно рассматривать ее и как просто многобожие, а теологические загадки  оставить специалистам.

Имя Баст, его произношение, значение и иероглифы. Слово « Bast» является комбинацией древнего египетского слова «bas-»  и женского окончания «-t».

С фонетической точки зрения, это выглядит, примерно, как «Bahst» (очень похоже на произношение английского слова «last»). Однако поскольку древние египтяне (как и  в современном арабском языке) не использовали гласных, мы никогда с уверенностью не узнаем, как правильно должно звучать то или иное слово.

Исследование в области лингвистики показало, что возможно произношение слова «Bast» характерно для египтян Преднового Королевства, как Ubastyya (t) – «Oo-bahst-ee-yah» или «Oo-bahst-ee-yaht».

Слово «Bastet» — это наиболее распространенный и неправильный перевод Ее имени. К моменту возникновения Нового Королевства буква «-t» на конце слов стала исчезать из разговорного языка из-за иностранного влияния. Пытаясь сохранить произношение некоторых слов, писцы стали добавлять дополнительную «-t», чтобы подчеркнуть, что она там присутствует, стали усиливать ее, чтобы сделать явной. Именно поэтому мы и получили в результате «Bastet». Это была лишь попытка писцов донести до читателей, что данное слово нужно произносить как «Баст», а не как «Бас», и уж тем более не стоит рассматривать его как полноценное имя «Бастет».

Иероглифы для Баст — кувшиноподобный символ, обозначающий «bas», и полукруг (буханка хлеба), указывающий на женское окончание «-t». Кувшин и две буханки хлеба — иероглифы для Bastet. Возможно, из-за этого «кувшина» Бастет стали ассоциировать с флягой для мазей и притираний, а затем «сделали» богиней духов, «вручив» титул «ароматной защитницы» или покровительницы ароматов. Стоит напомнить, что для Египта эти фляги с духами и мазями были очень ценны из-за жаркой погоды (была необходимость в купаниях, косметике, гигиене и т.п.).

В дальнейшем, когда Анубис стал богом бальзамирования, Баст, в качестве богини мази и притираний, стала расцениваться как его мать. Позднее Анубис стал сыном Nephthys (произношение Небет-хет).

Кроме того, Богом духов и алхимии был и Ее (Баст) сын Нефертем, будучи солнечным богом, впрочем, как и его мать.

Возраст Баст можно датировать Второй Династией (2890 – 2686 года до н.э.). 5000 лет — совсем не возраст для ТАКОЙ «женщины»!

Изображения. Баст чаще всего встречаются:

  • на стенах храма, где Она изображена как женщина с головой домашнего кота, льва или большого пустынного кота.
  • в виде женщины известно только одно описание (рамзесовское), где Баст соединяется с Мут (Баст-Мут).
  • в образе домашнего кота. С домашним котом Баст стали связывать только с 1000 года до н.э., т.е. спустя 2000 лет после начала поклонения Ей. До этого его (кота) рассматривали как одно из имен Ра, который в «Литургии Солнца» упоминается 75-ю именами, соответствующими такому же числу его различных форм..  Два из них как раз имена котов — Miuty и Miu-Oa, что значит «Великий Кот мужского пола (самец)».

Не смотря на то, что Баст уже начали ассоциировать и с домашним котом, Ее все еще представляли в образе льва или пустынного кота.

Изображения Баст в виде фигуры с львиной головой, держащей подобие скипетра (как в зале Osorkon в Bubastis), или с гривой льва, держащей Око Ра, широко распространены в египетском искусстве, начиная с Позднего периода. Даже существует одно описание  Баст в Поздний период с двойной короной на голове (красный и белый цвета), которая кормит грудью фараона – возможно, это намек на повышение политического влияния Per-Bast в это время.

Баст часто изображают, держащей в руках и иные предметы, а именно: анк, систрум или папирусную палочку.

Священным городом Баст в Кемете был Per-Bast (греч. Бубастис, в наше время  Basta в Северном Египте), что переводится как «Владения Баст». Он был раскопан Эдуардом Нэвиллом в 1887 г. Детали о раскопках Нэвилла можно найти среди чрезвычайно редких книг, озаглавленных «Бубастис», 1887-1889 и «Праздничный зал Osorkon(а) II в Великом Храме Бубастис», 1887-1889, автор Эдуард Нэвилл. Обе  эти книги долгое время не переиздовались, и теперь устарели после того, как была получена новая информация во время раскопок  в середине 1970-ых. Доктор Лэбил Хабачи опубликовал эту информацию в своей книге «Tell-Basta».

Существовали, конечно же, и другие города и места, где почитали Баст:

  • Мемфис (Старое Королевство), где Она ее ассоциировали с Сехмет (львиноголовый облик Hethert (греч.- Хатор), который Она приобретает, когда становится Оком Ра).
  • Гелиополь (Старое Королевство), где Она была «Дочерью Tem» через возможную связь с Тефнут.
  • Гераклеополис, в городе был «Холм Баст».
  • Восточная Дельта, «Ba-ir-Ra-st на водах Ра».
  • Дендера, через Ее связь с Хатор. Дендера упомянут в некоторых местах как «Южный Бубастис». Это имело важное значение, поскольку подразумевало, что поклонение Баст с самого начала было общенационально, а не регионально.
  • Округ Мут в Фивах (Новое Королевство), через Ее связь с Мут.
  • Саис (Поздний период), город Нит, где была статуя Баст.
  • Леонтополис, город Шу и Тефнут.

В Фивах, Мемфисе, Бубастисе и Эсне отмечались фестивали в честь Баст. А вот некоего празднества в честь Сехмет-Баст-Ра никогда не существовало. Вероятно, это современная попытка приурочить что-то из древнего Египта к современному  Хэллоуину.

В настоящее время никаких святынь или храмов, посвященных Баст, не сохранилось. Даже Бубастис во времена Нэвилла уже был в руинах. Правда, существует «Портал Баст» на плоскогорье Гиза (около Сфинкса). Изображение Баст присутствует на территории могилы Нефертари в Абу Симбел. Также было обнаружено множество бронзовых статуй, датируемых Поздним периодом, на котином кладбище, найденном в Pre-Bast. В музее Чикаго выставлена для обозрения святыня Баст: статуя кота и котоголовой женщины.

Центром притяжения в Бубастисе были не только храм Баст, но и кладбище для кошек, а также Оракул Баст, который мог поспорить с Дельфийским Оракулом. Он сделал «ближе» Баст для греков.

Празднества, как уже говорилось выше, в честь Богини Баст проходили в Фивах, Мемфисе, Эсне и других городах поклонения, но наиболее ярким и пышным был фестиваль в Бубастисе.

Геродот описывает, что это был самый радостный и великолепный из всех в праздников египетского календаря, на который собиралось не менее 700 000 паломников, кроме детей .Баржи и речные судна, заполненные мужчинами и женщинами, спускались по вниз Нилу. Мужчины играли на трубах из лотоса, а женщины на цимбалах и тамбуринах, а те, кто не имел инструментов, аккомпанировали хлопаньем в ладоши и танцевали. Все это происходило именно на кораблях, но когда они достигали города, баржи закреплялись на берегу реки, и паломники высаживались на берег. Женщины пели, весело подсмеиваясь и поддразнивая местных женщин, задирая одежду (подолы) над головами. После прибытия в Бубастис устраивался торжественный банкет. Виноградного  вина выпивалось больше, чем во все остальные месяцы года. Возможно, поэтому в более поздние времена Баст стали ассоциировать с божественным опьянением, танцами, музыкой и удовольствиями.

Кем же Баст была для египтян изначально?

В древности Баст – одно из божеств, известных как «Око Ра», которое выполняло функцию защитника или мстителя. Впрочем, это была роль и других «кошачьих» богов, например Мафдет — защитник палат Фараона, и Сехмет — разрушитель врагов Короля.

В более поздние времена эта функция стала шире, и Баст превратилась в защитницу детей и беременных женщин. А увеличивающаяся связь Баст с Хатор, Мут (львиный облик) и Асет (греч. Изида), усилило ее божественные ассоциации с плодовитостью, искусством и музыкой. Если женщина хотела иметь детей, она носила амулет с изображением богини с котятами, число которых указывало на количество желаемых детей. Интересно свидетельство Плутарха о том, что, якобы, египетские кошки в первый раз рожают одного котенка, во второй – второго, и так пока не достигнет числа «семь». Он отмечает, что это происходит 28 раз, по числу лунных дней.

Но в начале поклонения Баст больше ассоциировалась с Сехмет, как «Око Ра», что позволяло ей вырывать сердца у правонарушителей, швыряя их к ногам ее Отца и фараона (с самых ранних времен Баст связывается с фараоном (Королем), чьим защитником, кроме Ра, она и является.). В это время она изображается в виде льва и ее имя обозначает «пожиратель». Как видите, этот облик далек от позднего облика Богини секса и счастья.

«Слияние» Баст и Сехмет произошло в районе 1850 года до н.э., но стоит помнить, что это не было слияние более мирной богини  агрессивной. Ни в коем случае Баст в старину играла ярко выраженную роль мстителя, и даже в более поздние периоды Она все еще изображалась, неся божественное Око Ра и Гора и символы творца божественного присутствия и справедливого возмездия.

Сехмет — не более «сердитая» сторона Баст, чем Баст – «умиротворяющая» сторона Сехмет. Если бы какое-то египетское божество и взяло бы на себя эту роль, то это бы была Хатор, которая стала  Сехмет после того, как устроила резню среди тех, кто не повиновался воле Создателя (Ра).

Истинным контрастом Сехмет, в качестве божественного разрушителя, которого придумали древние египтяне, является Птах – покровитель ремесел и искусств, а также мировой творец. В Мемфисе, Их городе, Они считались женатыми посредством совместного ребенка, обычно это был бог Нефертем – бог растительности..

Кроме всего прочего, Баст представляла Нижний (Северный) Египет (где ей и поклонялись), а Сехмет – Верхний (Южный). Про них так и говорили: «Та, что от Севера, и Та, что от Юга».

Защитные свойства Баст подтверждаются найденными в большом количестве военными щитами с ее изображением. Однако никогда в истории Древнего Египта Сехмет и Баст не были связаны как сестра с сестрой или мать-дочь, или тетя-племянница, или плохая львица-хороший котенок. Фраза «Она бушует как Сехмет, Она умиротворена как Баст» появилась в более позднее время (примерно в 150 году до н. э.).

Сестры в древнем египетском богословии действительно существовали, но были чрезвычайно важным и редким событием. Ни Баст, ни Сехмет в данном качестве не упоминались. Aset и Nebt-het были, как раз, сестрами. Их отличия отражены в иконографии и описаниях. Даже в погребальных сценах Вы редко увидите одну без другой. Существуют и совместные статуи обоих, как и существуют мифы, связывающие Их рождение с одними и теми же родителями.

Возвращаясь же к Баст и Сехмет, необходимо отметить: утверждение, что Ра – Их общий отец, не совсем верно. Это же можно сказать вообще о любой египетской богини.

Хотелось бы отметить, что дикий кот, как и любое дикое существо, в древности не направлял агрессию и свирепость на конкретного человека, а использовал ее только для защиты богов. Точность ястреба, жестокость льва, сила быка – это были те силы, которыми обладали сами боги, принося пользу тем, кто поклонялся им.

В качестве Ока Ра, Баст была наделена кошачьей грацией, силой, скоростью и жестокостью, впрочем как и обаянием, терпением и хитростью домашнего кота.

Фараоны, которые были идентифицированы с Баст:

  • Khaefre (Старое Королевство) — изображен в скульптуре вместе с Нею.
  • Shepseskaf (Старое Королевство) — назван «Возлюбленный Хатор-Баст».
  • Аменемхет III (Среднее Королевство) — обращается к Ней в гимне: «Баст – Она та, кто защищает страны.»
  • Senwosret I-III (Среднее Королевство) — чьи средние имена, звучат буквально, как «Сын Сильной Леди», ссылаясь при этом на Баст
  • Seti I (Новое Королевство) — назван «Священник Анубиса, сын Баст».
  • Озоркон II (Поздний Период) — назван «сыном Баст».

Что же произошло с Баст дальше? Смягчив свои черты «объединением» с Хатор и Мут, Баст не потеряла свойства защитника и мстителя. Перед греками, прибывшими в Египет, она предстала, скорее, как Артемида  — девственная охотница из их пантеона.

Более того, до греко-римского влияния на Египет Баст была исключительно солнечным божеством — ведь Она была  Оком Ра. И именно греки связали Ее с Артемидой, «сделав» лунной.

В иные культуры Баст проникла вместе с кошками, которые были экзотическими существами за пределами Египта. Наибольшую популярность она получила  1000 до н.э. «Баст» стало даже частью человеческого имени. Наиболее популярными подарками к Новому Году стали тысячи котов и кошек из Бубастиса, их мумификация там же, а также флаконы с изображением Баст.

Баст и некоторые современные мифы о ней.

Миф 1: богиня сексуальности

Западный образ мышления породил связь между кошачьей богиней и сексуальностью, т.к. на Западе кошки всегда ассоциировались с женственностью и сексом. Однако в древнем Египте это связывали с образом Хатор, которая управляла женской привлекательностью и теплотой.

Данный миф появился из-за того, что некоторые ученые связали присутствие кошки под стулом женщины в погребальных изображениях с признаком ее (женской) сексуальной жизнеспособности в загробном мире. Однако представители семейства кошачьих обычно имели связь с изобилием (кошки рожают котят целыми выводками),  процветанием и защитой, а не с сексуальностью.

Не существует и никаких подтверждений мифа о Баст, как Богини лесбиянок, а также мифов о религиозной проституции и ритуальных танцах, вызывающих оргазм,  ритуальном стриптизе и т.п. Секс в храме считали ересью; в Доме Бога это просто не могло происходить.

Миф 2: богиня удовольствия

Некоторые современные поклонники так далеко ушли от истинного понимания Баст, что даже решили связать ее с различными удовольствиями, включая наркотики. Это также современный миф, не имеющий никакого отношения с древним пониманием Баст как египтянами, так и  греками, и римлянами. Существуют ссылки лишь на то, что древние египтяне использовали гашиш для плетения веревок, но нет никаких данных об его использовании в ритуальных или провидческих целях. Единственное классическое общество, в котором сжигали  марихуану в ритуальных целях, было ассирийское. Данное окуривание использовалось в похоронных ритуалах.

Миф 3: ритуалы, посвященные Баст

Поскольку нет никаких сохранившихся храмов Баст, то нет и  никаких ритуалов или молебнов для Нее. В принципе, в Кемете все молебны были идентичны, за исключением некоторых слов, которые менялись под нужное божество.

Поэма Денниса Салех «Жертвоприношение» часто ошибочно принимается за подлинный молебен к Баст. Это — не так. Так называемый, Озоркон VII, который отрекламирован как оригинальный автор, никогда не существовал, в то время как, г-н Салех точно воспроизвел ритм и размер молебнов Кемета, которыми они были написаны в древности. Однако элементы поэмы не соответствуют древней египетской науке о символах и философии.

Миф 4: «Mau Баст» — древнее приветствие

Некоторые альтернативные религиозные источники утверждают, что «Mau Баст» — это приветствие или обращение к Ней. Однако не существует никаких подтверждений этому.

Что может быть источником этого утверждения? Возможно, «mau» перевели  как «быть похожим». Более надежные источники, однако, теперь переводят «mau»  как «внешность/вид». Некоторые исследователи считают, что в этом случае данная фраза не имеет смысла как приветствие.

С другой стороны, оно может им и являться, если предположить, что произносящий эту фразу как приветствие, вкладывает в него смысл, что он(а) того же вида, что и Баст, одной с ней «крови», породы. «Мы с тобой одной крови!» — как сказал бы Маугли Киплинга.

Миф 5: богиня восходящего солнца

Предположение о Баст как богине восходящего солнца было сделано Бадж. Сложно сказать, правда это или нет.

Интересно, что Сехмет является богиней заката и высокой температуры солнца. Обе были Оками Ра, впрочем наряду со многими другими женскими божествами. Однако в старину не было сделано никаких сравнений об интенсивности той или другой в качестве светила.

Миф 6: богиня кошек

Этот миф был порожден тем, что Баст связывают с котами различных типов. Поэтому хозяева котов, вызывая ее для защиты своих питомцев, воспринимают Ее как кошачью богиню, забывая, что многие египетские божества предстают в образе кота, например Ра, Сехмет и другие.

Впервые коты появляются в историях Кемета в виде Ра и двух львов, которые стоят на киле и носу лодки Ра и называются «Вчера» (Шу) и «Завтра» (Тефнут).

Интересно, что очень редко обращаются к Гору как к богу ястребов, Хнум как богу баранов или Хатор как к богине коров и доярок, которые любят их.

Миф 7: культ домашних кошек

Домашний кот не единственная форма Баст и не ее официальный статус. Статуи домашнего кота, найденные на кладбищах котов, указывали на местоположение данных животных, а не Баст или любого другого бога или богини, для которых кот был священным животным.

Коты, да, использовались для поклонения Баст, но самим котам не поклонялись. Есть существенное различие между наблюдением природы Бога в животном и поклонениями этому животному.

Древние египтяне видели в животных отголоски их Богов, но обожествляли  их не более, чем христиане обожествляют ягненка как символ Христа.

Миф 8: Хонсу и Баст

Хонсу — сын Мут, а не Баст. Из-за того, что Баст часто смешивают с Мут, для которой домашний кот также является священным животным, некоторые боги обычно преподносятся в качестве сыновей Баст – это Maahes или Hor-hekenu (форма Nefertem или Maahes).

Миф 9: лунная богиня

Баст никогда не была лунной богиней до того, как ее не начали ассоциировать с Артемидой. До Птолемеевих влияний на Египет луна (в Египте) всегда связывалась с мужским богом — Гор (это Его левое или «слабое» Око), Хонсу и т.п.

Миф 10: Изида мать Баст

Эллинизируя Баст, греки сделали ее «дочерью» Асет . Игра с именем Баст («Ба-Асет» – «душа Асет») помогла Ее поглощению греко-римским «Изида с тысячью именами».

Родитель Баст — обычно божественный Создатель, типа Ра, то, который выполняет роль и матери, и отца. В одной надписи Позднего Периода Баст – кормилица (т.е. старше) Асет (согласно Нектейнбо II).

История о Баст не была бы полной без описания города ее поклонения и обожания – Per-Bast (Бубастис).

Бубастис (Per-Bast) расположен в 80 км к северо-востоку от Каира в дельте Нила Нижнего Египта. Древняя насыпь  располагается как раз на юго-восточной стороне современного города Zagazig. Важную роль Бубастис играл в период с 4-ю Династии до Римского периода (2613 до н.э. – 395 н.э.) и  был столицей одноименного, 18-го, нома (административной единицы Египта) Нижнего Египта. Однако известно, что некоторые короли (фараоны) еще 2-й Династии налаживали связи с городом и храмом Баст. Своего расцвета город достиг в период правления 22-й Династии, когда во главе Египта встал уроженец Бубастиса Osorcon I (924-889 г. До н.э.). Некоторые исследователи считают, что в период с 22-й по 23-ю Династии столица Нижнего Египта из Tanis (библ. Zoan) была перенесена в Бубастис, другие – считают это вымыслом. В любом случае, этот период был периодом наивысшего расцвета города. Упадок начался после разрушения Бубастиса персами в 525 г. до н.э., когда было объявлено о конце 26-й Династии и начале Династии Achaemenid.

Схема Бубастиса.

Хоть город и храм Баст были разрушены персами, но, благодаря Геродоту, мы можем узнать, как выглядел Храм.

«‘Ни один из египетских городов, я думаю, не был вознесен так как Бабастис, где есть Храм Бубастис (греч. Артемида), который  стоитхорошо  описать. Существуют храмы более просторные и дорогие, чем в Бубастисе, но ни одного столь приятного для созерцания. Место, на котором стоял храм, — почти остров, потому что за исключением входа, он был окружен водой: поскольку два канала ответвляются от Нила и бегут до входа в храм: все же никакой канал не смешивается с другим, но один бежит по этой стороне, а другой по той. Каждый канал сто футов шириной, и его берега выровнены деревьями. Колонны Врат составляют шестьдесят футов в высоте, и украшены скульптурами (вероятно, глубоко вырезанными в рельефе) девять футов высотой, и превосходного мастерства. На Храм, находящийся в середине города, можно смотреть сверху вниз со всех сторон; это происходит из-за того, что город с тех пор был приподнят, а Храм не перемещался, оставаясь на своем прежнем месте. Храм окружает низкая стена, украшенная высеченными фигурами. В пределах ограждения располагается роща из красивых высоких деревьев, посаженных вокруг большого здания, в котором находится действующая святыня — скульптурное изображение Баст. Форма этого храма квадратная, каждая сторона длиной  в стадий (по некоторым данным общая площадь 220 квадратных ярдов или примерно 201,17 м). На одной линии с входом в храм дорога, построенная из камня около трех стадий в длину (2000 футов), ведущая  в восточном направлении через общественный рынок. Дорога составляет приблизительно 400 футов шириной, по обе стороны ее расположены огромнейшей высоты деревья, которые, кажется, касаются неба. Она ведет к храму Гермеса.»

В наше время мы можем лишь представить, как мог выглядеть данный храм или попробовать получить его озображение с помощью духовных практик и астральных путешествий, как делают некоторые жрицы и жрецы Храма Баст или члены отдельных групп. Один из таких примеров мы сможем рассмотреть позже.

Схема Храма богини Баст.

Раскопки, проведенные Эдуардом Навиллом в 1887-1889 году, несмотря на плачевное состояние здания, подтвердили план храма, описанный Геродотом.

Возможно, что вход в Храм, Зал Празднеств и крышу, поддерживаемую колоннами, добавил Osorcon II из 22-й Династии, а вот Святилище построил Nectanebo II из 30-й Династии. Гранитный вход от Osorcon II потрясающей воображение конструкции, построенный специально для фестивалей, был украшен сценками из празднеств во времена Amenhotep III.

Блоки, датируемые разными периодами, были обнаружены в данной конструкции, даже принадлежащие 4-й Династии. Геродот рассказывает о том периоде, когда Храм был расположен ниже города и омывался вокруг «ветвями» священного озера.

Навилл открыл также Ка-Храмы (ка — в древнем Египте сопутствующий дух, возможно живущий как жизненная сила в человеке или статуе) правителей 5-ой Династии и две юбилейных молельны.

Ка-Храм Pepi I расположен к востоку от Храма Баст,  но все, что от него осталось – это 2 ряда колонн. Ка-Храм Teti расположен на северо-западе от главного храма.На юго-западе от Храма Баст раположен храм посвященный Atum.

Часть Великого гранитного Входа из Бубастиса.

Подведем итоги. За многие годы Баст из солнечной защитницы своего Отца и фараона и мстительницы превратилась не только в защитницу детей и беременных, но также и в Богиню Луны, и прочее-прочее-прочее.

Так ли это или нет, оставим эти рассуждения для специалистов, мы же, простые «пользователи», всегда может обратиться к Баст с просьбами помочь с плодовитостью, с защитой ребенка, домашнего любимца или дома. Понадобилось изгнать злых духов или излечить кошку – снова к Ней. И, уж, конечно же, стоит вспомнить о Баст в радости и веселье, на празднике и интимных встречах.

Но не стоит забывать, что пушистая и сексуальная кошечка может вдруг скинуть с себя весь налет современности и предстать перед вами в своем первозданном и диком виде мстителя, выдирающего сердце из нарушителей и бросающего к ногам своего Отца-создателя.

«Прааавильно говоришь, хозяйка, прааавильно!»

Мелисса Омэнс, специалист по предсказаниям, Таро и колдовству, записала «со слов» «четвероного дитя» Баст. 🙂

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
👁 859

Назад

Интервью с Яном Кефером

Далее

О методах предсказания погоды. Часть 1

  1. Светлана

    Здравствуйте!
    Очень понравилась Ваша статья.
    Дело в том, что у меня совершенно загадочным образом пропала кошка.
    Да и сама кошка полумифическая. Сердце разрывается. Я не знаю что с ней.
    У Вас прочла о неком ритуале помогающем вернуть и защитить животное. Скажите, что это за ритуал или заговор и где о нем можно прочитать подробно. Буду очень Вам благодарна за ответ.
    С уважением, Светлана.

  2. Melissa Omens

    Добрый день, Светлана.
    Посмотрите на сайте статью «Ритуал для поиска домашних животных «, там это должно быть. Вот ссылка прямая:
    http://omens.info/tarologiya/ritual-to-find-a-pet/

  3. Юлия

    Что же нам известно о Баст? продолжение будет о Баст?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 1999-2024
~ Noo ani anqueetus hic qua videeum ~