Anthony and Melissa Omens

О науке о звездах и познаниях астролога в этой науке

Низами Арузи (т. е. знаток аруза — особой арабо-персидской системы стихосложения) Самарканди (т. е. из Самарканда) при жизни не пользовался большой исзвестностью. Жизнеописание его отсутствует, а редкие упоминания в более поздних источниках скупы и недостоверны. Трактат «Собрание редкостей, или Четыре беседы» написан в 1156–57 годах как своег орода наставление начинающему правителю. Текст приводится по изданию Низами Арузи Самарканди «Собрание редкостей, или Четыре беседы», Издательство восточной литературы, Москва, 1963. Я позволил себе привести к нормальному виду астрологические термины и написание некоторых имен к привычному астрологам виду. (С) Антон Григорьев.

Абу Райхан Бирунив книге«Разъяснение искусства предсказания по звездам»,в первойглаве, говорит, что человекне заслуживаетзвания астролога, покау негоне будетв достаткепознанийв четырехнауках:первая —геометрия,вторая —счет,третья —космография,четвертая —предсказание по звездам.

Агеометрия —это наука, которая познает положения линий, формы плоскостейи твердыхтел, и те общие соотношения, которые существуют между количествамии тем,что обладает количеством, и те соотношения, которые существуют между последнимии тем,что обладает положениеми формой.Основыее содержиткнигаЭвклида-Плотника,которую переработал Сабитибн Курра.

А счет —это наука, которая дает определение разного рода чисел и особенностейкаждого рода их в собственнойсущности. И соотношениямежду числами, и происхождениеих —одного от другого,и действияс ними,как-то:деление надвое и удвоение,и умножениеи деление,и сложение,и вычитание,и алгебра.Основы ее содержиткнига «Арифметика», а развитиеих —«Дополнения» Абу Мансура Багдади1 или «Сто глав» Саджизи2.

А космография —это [наука], которая дает определение частиц мира высокого и миранизкого, форм их, и положения,и соотношенийсреди них, и величин,и расстояний,которые между ними есть. И определениетого движения, которое существует у звезди небес,и точностькругов и частейорбит, по которым это всеобщее движение осуществляется. И изложенаэта наука в книге«Альмагест». И наилучшиекомментарии и наилучшиетолкования к ней —это комментарии Найризи3. и «Альмагест» в [книге] «Исцеление»4.И ответвление этонауки — это наукаоб астрономических таблицахи календарях.

А наука предсказания —ответвление науки о природе,и сутьее —предугадание. И цельее —на основаниипутей светил в сравненииодних с другимии соотношенийградусов и знаковЗодиака предсказать возникновение тех событий, которые возникают в соответствиис их движниемв круговращениимира, царств, стран, городов, животного, растительного и минеральногоцарства, [в] перемещениях, взаимовлияниях, определениях благоприятного часа и прочее.И содержитсявсе то,чт омы перечислили, в сочиненияхАбу Машара Балхи, Ахмада Абд ал-ДжалилаСаджизи, Абу Райхана Бируни и КушьяраДжили5.

Подобает затем, чтобы астролог был человеком благочестивого духаи благочестивогонрава,и можнодобавить, пожалуй, что одержимостьи ясновидение —одноиз условийэтого делаи непременныхтребований этого искусства.

И надлежит, чтобыу астролога,который будет давать предсказания,в Гороскопеилив добромместе гороскопа стоял Жребий Духа, или властелин дома Жребия Духабыл быблагоприятени стоял бына хорошемместе,дабы то,чтоон будетговорить по части предсказаний, было близкок истине.

Необходимым условием для астролога является то,чтобы он запомнилнаизусть «Собрание основ» Кушьяра, постоянно изучал «Великий опыт»6 и просматривал «Канон Масуда» и «Шахский свод»7, дабы познанияи представления его пребывали всвежести.

Якуб ибн Исхак Кинди был иудей. Однако он былфилософом своего времени и мудрецомэпохи и, служа Мамуну8, обрел юлизостьк нему.

Однажды он вошелк Мамунуи занялмест овыше одного из имамовислама9.Тот имам сказал:«Ты — иноверец, почемуты садишься выше имама ислама?» Якуб ответил: «Потому что все, что знаешь ты, знаю и я, ноне всеиз того, что знаю я, знаешь ты».

Тот имам знал его как астролога, ао других[его] познанияхне ведал.Сказал: «Я сейчас напишукое-чтона листкебумаги.Если ты узнаешь,чтоя написал,я тебяпризнаю». Тогда они побилисьоб заклад:со стороныимама —плащ,а состороны Якуба ибнИсхака —мулсо всемснаряжением; мул этот стоил тысячу динарови стоялу дверейдворца.

После этого [имам] велел принести чернильницуи перо,написалчто-тона листкебумаги, положил под ковер халифаи сказал:«Давай!»

Якуб ибн Исхак потребовал доскус землей,встал, определил высоту [Солнца], установил положение звезди начертилна землегороскоп. Потом отметил звезды, определилих положениеотносительно знаков Зодиака, выявил тайноеи сокровенноеи сказал:«О эмир правоверных! Здесь написаночто-тотакое, что сначала было растением, нов концеконцов стало животным».

Мамун протянул под ковер руку, захватил тот листоки вынулего:у тогоимама было написано: «Посох Моисея». Мамун крайне изумился,и тотимам [тоже] выказал удивление. Тогда Якуб взял его плащ, разорвал его надвоена глазахМамунаи сказал:«Я сделаюиз негопортянки».

Эти слова стали известны в Багдаде,откуда перешли в Ираки Хорасани распротсранилисьв народе.
Некий факих10из факихов Балха по причине исступления, свойственного ученым богословам, взял ножи вложил егов книгу по астрологиис намерением идтив Багдад, начать брать урокиу Якуба ибн Исхака Киндии заниматься астрологией,а потом найти удобный случайи внезапно его убить.С этим намерениемон продвигался перегонза перегоном, покане достиг Багдада,и там пошелв баню. Выйдя оттуда,он надел чистую одежду, положилв рукав книгуи направилсяк дому Якуба ибн Исхака.

Когда он подошелк дому,он увидел,что у дверейдома стоит много лошадей в золотомубранстве, [принадлежащих] как хашимитам11, таки другим именитыми достойным людям Багдада.

Он вошел без спросу, вступил в кружок,[собравшийся] перед Якубом, обратился к немус приветствиеми сказал:«Я хочу поучиться у мавланы12чему-нибудьиз науки астрологии».Якуб сказал: «Ты прибылиз восточных краев для того, чтобы убить меня, ане ради науки астрологии.Но ты откажешьсяот этого [намерения], будешь изучать астрологию, достигнешьв этой науке совершенстваи станешьв общинеМухаммада — да благословит его Аллах и даприветствует! — единственным среди великих астрологов».

Все вельможи, которые сидели тут же,подивились его словам. а АбуМашар подствердил это, вытащил нож из серединыкниги, сломал его, и выбросил,и склонилколени. И обучалсяпятнадцать лет, пока не достигв наукео звездахтой степени, коей достиг.

Рассказ [второй]

Рассказывают, что Ямин ад-Даула13 султан Махмуд ибн Насир ад-Дин сидел [как-то] в павильоне о четырех дверях на крыше дворца в городе Газне, в саду Тысячи деревьев. Он обратил лицо к Абу Райхану и спросил: «В которую из этих четырех дверей я выйду? Предскажи. Напиши [свое] решение на листке бумаги и положи мне под ковер». И все эти двери вели на выход.
Абу Райхан попросил астролябию, определил высоту Солнца, начертал гороскоп, подумал немного, написалчто-тона листке бумагии положилпод ковер.

Махмуд спросил: «Предсказал?» Ответил: «Предсказал». Махмуд приказал, чтобы позвали мастерови принеслитопорыи лопаты.В стене,обращеннойна восток,они пробили пятую дверь,и черезэту дверьон вышел.И сказал,чтобы ему подали тот листок бумаги.А у АбуРайхана былона немнаписано: «Не выйдет нив однуиз этихчетырех дверей.В восточнойстене пробьют еще одну дверь, ион черезнее выйдет».

Когда Махмуд это прочел,он разгневалсяи приказал,чтобы Абу Райхана сбросиливо двор.Так и сделали,но толькоу среднейкрыши был натянут тент.Абу Райханупална этоттент, прорвал егои тихонькоопустилсяна землю,без единого повреждения.

Махмуд сказал: «Приведите его». [Его] привели. Сказал: «О Абу Райхан! А этогопроисшествия ты не предвидел?»Сказал: «О государь! Предвидел». Махмуд спросил: «Где доказательство?» [Абу Райхан] позвал гулама, взял от гуламакалендарь и вытащилиз серединыкалендаря свой гороскоп. В предсказаниина этотдень было написано: «Меня сбросят с высокогоместа. Однако я невредимымдостигну земли и встануздоровым». Эти словатакже не пришлисьМахмуду по вкусу. Он разгневалсяеще больше. Приказал: «Отведите его в крепостьи запритетам!» Его заперли в Газнийскойкрепости, и шестьмесяцев он провелв заточении.

Рассказ [третий]

Рассказывают, что в эти шесть месяцев никто не смел напомнить Махмуду о случае с Абу Райханом. А из его гуламов14 был назначен один гулам, который его обслуживал и по надобностям его выходили приходил. Однажды этот гулам проходил по газнийскому лугу.Его окликнулкакой-то предсказательи сказал: «В гороскопе твоемя вижу несколько слов, которые следует [тебе] сказать. Пожалуй мнечто-нибудь, ия скажу». Гулам дал ему два дирхема. Предсказатель сказал: «Дорогой тебе человек находитсяв какой-то печали.В течение трех дней, считаяс нынешнего,он избавитсяот этой печали, облачитсяв халати почетное платьеи снова станет уважаемыми любимым».

Гулам отправился в крепостьи рассказалэто, как добрую весть, хозяину. Абу Райханрассмеялся и сказал:«О глупец! [Разве] ты не знаешь,что такими делами не надозаниматься? Два дирхематы выбросилна ветер!»
Говорят, что великий ходжа Ахмад ибн Хасан ибн Маймун15 все эти шесть месяцев искал удобного случая, чтобы заговорить[с Махмудом]об Абу Райхане. Наконец[как-то]на охотеон увидел султанав хорошем настроениии словоза слово навел речьна науку астрологию. [И] тогда сказал: «Несчастный Абу Райхан!Он так прекрасно сделал двапредсказания —и вместо холатаи почетного дара получил оковыи тюрьму!»

Махмуд сказал: «Ходжа понимает, чтоя самэто знаю.И говорят,что этому человеку нетв миреравного, разве только что Али ибн Сина. однако оба его предсказания шли наперекор моему желанию.А царичто малые дети: надо говорить слова сообразноих желаниям,чтобы быть им угодными.В тотдень, когдаон сделалэти два предсказания,если быв одномиз двухон ошибся,для негобыло былучше. Завтра распорядись, пусть его выпустяти дадутему коняв золотойсбруе,и царскийхалат,и парчовуючалму,и ещетысячу динаров, гуламаи невольницу».

Итак,в тотсамый день,о которомговорил предсказатель, Абу Райхана выпустили,и всепочетные дары, как они перечислены, были ему доставлены.И султанпопросилу негопрощенияи сказал:«О Абу Райхан!Если ты хочешьбыть мне слугой, говори сообразно моему желанию,ане так,как повелевает тебе твоя наука».

Абу Райхан после этого изменил своему обыкновению.И этоодноиз условийслужения царю: бытьс нимзаодно ив правдеиво лжии поддерживатьправотуего дела.

Когда Абу Райхан вернулся домой, знатные люди пришли его поздравить. Он рассказалим случай с предсказателем.Они подивились.Послали кого-тои позвалитого предсказателя. Он оказалсяневеждой, не зналровно ничего. Абу Райханспросил: «У тебя есть гороскоп [твоего] рождения?» [Тот] ответил: «Есть». Принес свой гороскоп рождения, и АбуРайхан увидел: Жребий Духа пришелся как раз на серединуего гороскопа, поэтому все, что он говорилвслепую, было близко к истине.

Рассказ [четвертый]

Была у меня дочь; родилась она двадцать восьмого сафара пятьсот десятого года16.Луна находилась тогдав соединениис Солнцем,и между нимине было никакого интервала, поэтому Жребий Фортуныи Жребий Духа пришлись обана одини тот же градус [ее] гороскопа.

И когда возрастее достигпятнадцати лет, яее обучилнауке астрологии.И делоздесь дошлодо того,что она могла [уже] разрешать сложные вопросы этой наукии предсказанияее быличрезвычайно близкик истине.Почтенные женщины приходилик нейи задавалией вопросы,и все,что она говорила, по большей части выходило согласнос судьбой.

Однажды пришлак нейнекая старая женщинаи сказала:«Вот уже четыре года, как сын мойв отъезде.Я не имеюо немникаких вестей: нио жизниего, нио смерти.Взгляни, среди живыхон илисреди мертвых?Как бытамни было,осведоми меняо егоположении!»

Предсказательница встала, определила высоту [Солнца], высчитала градус Гороскопа, начертила таблицы, установила расположение звезди первымсловомей сказала:«Сын твой возвратился!» Старая женщина рассердиласьи сказала:«О дитя!На еговозвращение я ине надеюсь,скажи только: живон илинет?» [Предсказательница] сказала: «Я говорю, что сын твой вернулся. Ступай и, если онне вернулся,приходи снова. Тогдая скажу,чтос ним».

Старая женщина пришла домой,а сынвернулся,и вещиего уже сгружалис осла.[Она] обняла сына, [потом] взяла два женских покрывала, пришлак нейи сказала:«Ты верно сказала, сынко мнеприехал». И, одарив,благославляла ее.

В тот вечер, когдая вернулсядомойи услышалэту весть, яу нееспросил: «На основании чеготы сказалаи по какому светилу сделала предсказание?» [Она] ответила: «Ядо этогоине дошла.Как толькоя кончилачертить гороскоп, откудани возьмисьприлетела мухаи селана буквуодногоиз градусовгороскопа.По этойпричинев глубинедуши мне так представилось, что этот юноша вернулся.И за товремя, покая сказалаоб этом,а егомать пустиласьв рассуждения,возвращение его стало для меня таким достоверным, словно я [своими глазами] увидела, какон сгружаетвещис осла».

Для меня стало ясно, что это все [действие] Жребия Духа на градусеее Гороскопа,и ничего более.

Рассказ [пятый]

Махмуд Давуди Писар-и Абу-л-Касим Давуди был тяжко скорбен главой, даже бесноват, и в науке о звездах не имел больших познаний. Из толкования звезд он знал только гороскоп рождения, и предсказания его к календарю были двух видов: «есть» или «нет». И служил он у эмира Дада Абу Бакра ибн Мас’уда в Пандждихе17. Однако предсказания егов большинстве случаев бывали близкимик истине.

И в юродивостисвоей он дошелдо такойстепени, что, когда господин мой Малик ал-Джабал18 послал эмиру Даду пару гурийских собак, необычайно большихи свирепых, он по собственному почину вступилс этими собакамив дракуи ушелот них невредимым.

Спустя много лет сидели мыв обществепресвещенных людей возле лавки Мукри, кузнецаи знахаря,на базарепарфюмеров,в Герате,говорили оразных вещах. Вдруг одиниз этихученых мужей сказалк слову:«О как велик был этотчеловек —Абу ‘Али [ибн] Сина!»

Я увидел, как [Давуди] рассердился.Жилы на шееего напряглисьи застыли,и[в облике]его объявились все признаки гнева.он сказал:«Отакой-то!Кто былАбу ‘Али [ибн] Сина?Я стоютысячу таких, как Абу ‘Али: ведь Абу ‘Алине боролсяникогда [даже] нис однойкошкой, ая боролсяперед эмиром Дадомс двумягурийскими псами!» В тот день для меня стало ясно, чтоон помешан.

Однако при всей этой юродивости [вот что] я увиделВ году пятьсот пятом19, когда султан Санджар20 остановился в степи Хузан на пути к Мавераннарху в войне с Мухаммад-ханом, эмир Дад оказал ему в Пандждихе гостеприимство в высшей степени великолепное. На третий день султан пришел к берегу реки, сел в лодку и услаждал себя рыбной ловлей. И в лодку к себе он позвал Давуди, чтобы тот говорил по этому поводу разные нелепые слова; и смешил бы его и поносил бы без стеснения эмира Дада. И вот султан сказал Давуди: «Предскажи-ка, та рыба, которую я на этот раз вытащу, сколько манов она потянет?» [Тот] сказал: «Подыми сеть!» Султан поднял сеть. Давуди определил высоту [Солнца], выждал немного и сказал: «Теперь бросай». Султан закинул сеть. Давуди сказал: «Предсказываю: то, что ты сейчас вытащишь, будет пяти манов21».Эмир Дад сказал: «О глупец! Откудав этой реке возьмется рыбав пять манов?» Давуди сказал: «Помолчи!Что ты знаешь?» Эмир Дад замолчал, устрашившись, что если продолжит спор, то наслушаетсябранных слов.

Прошло некоторое время,и сетьотяжелела,и сталиявными признаки, что попалась рыба. Когда вытащили, оказалась шести манов.Все былипоражены. Султан мира выявил знаки своего удивления,и поистинеэто удивление было уместным. Сказал: «Давуди, чтоты желаешь?»[Тот] поклонилсяи сказал:«О падишах всея земли!Я желаюкольчугу, щити копье,чтобы сразитьсяс Баварди».

А этот Баварди был военачельник, находящийся на службепри дворе эмира Дада. А Давудиотносился к немус враждебностьюпо причине лакаба22, так каку того лакаб писали Шуджа’ал-Мулк [«храбрец державы»], ау Давуди — Шуджа’ал-Хукама [«храбрец мудрецов»].И Давуди всегда выходилиз себя: зачем того пишут Шуджа?Эмир Дад это знали постоянно Давудис ним сталкивал.И тот добрый мусульманин был беспомощенв его руках.

Короче говоря,в безумииМахмуда Давудине былоникакого сомнения.И этуглавуя длятого привел, дабы падишаху стало ясно, чт ов предсказании по звездам одержимостьи юродивость —одно из условий успеха.

Источник

1. Средневековый математик, умер в 1037 году.
2. Ахмад ибн Абд ал-ДжалилСаджизи —математик, астроном геометр X века.
3. Абу-л-Аббасал-Фазлибн Хатим ал-Найризи —математик и астрономIX–X веков.
4. Вероятно, имеется в видумедицинский трактат Авицены «Книга исцеления».
5. Кушьяр Ибн Лаббан.
6. Астрономический трактат Хасана ибн ал-Хасиба,VIII век.
7. Астрологический трактат Саджизи
8. Мамун ибн Харум ар-Рашид,седьмой халиф из династииАббасидов.
9. В первые века ислама —верховный правитель, совмещавший политическую и военнуювласть с функциейрелигиозного руководства подданными.
10. Мусульманский законовед, знаток церковного права —фикха.
11. Хашимиты —древний арабский род, ведущий происхождение от Хашимаибн Абу Манафа, прадеда пророка Мухаммеда.
12. Букв. „наш господин“, „наш учитель“. Почетное прозвание, которым наделялись мусульманские ученые и богословы.
13. «Десница державы» почетный титул.
14. У персидских средневековых авторов мальчик  или юноша, затем юноша-раб;также раб, купленный специально для военной службы. Гуламами называли также солдат гвардии правителя, составленной из отпущенныхна волютюркских рабов.
15. Молочный брат и везирсултана Махмуда Газневида, затем виезир султана Масуда.
16. 12 июля 1116.
17. Город в средневековомХорасане.
18. Буквально «Государь гор». Имеется в видуКутб ад-ДинМухаммад, сын ‘Изз ад-ДинаХусайна —первого правителя из династииГуридов.
19. 1111/12.
20. Санджар ибн Малик-шах,восьмой султан из династииСельджукидов.
21. Мера веса, различная в разныхобластях Ирана. Преимущественно около 3 кг(тавризский ман), иногда около 6,5 кг (шахский ман).
22. Почетное звание, титул.
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
👁 593

Назад

Славянский обрядовый танец в свете мировых эзотерических традиций

Далее

О науке о звездах и познаниях астролога в этой науке-II

  1. Да. Великоленый пост. Добавил в мемориз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 1999-2024
~ Noo ani anqueetus hic qua videeum ~