Продолжение части трактата Низами Арузи Самарканди «Собрание редкостей, или Четыре беседы», которая посвящена астрологии и астрологам.

Рассказ [шестой]

Хаким Маусили был одним из астрологов в Нишапуре1 и служил у великого ходжи Низам ал-Мулка Туси2.И в серьезных делах ходжа держалс ним совети спрашивал его мненияи решения.Но вот Маусили достиг преклонного возраста,и стала сильно одолевать его дряхлость, появилась слабость тела, ион ужене мог совершать долгих переездов. Тогдаон попросилу ходжи отставку,с тем, чтоон поедетв Нишапур,и будет там жить, ина каждый год будет присылать календарьи свод предсказаний.

А ходжа был ужев концеземного пути ина последнемперегоне жизни. [Он] сказал: «Определи влияния звезди посмотри,когда проявится слабость моей природыи когдаснизойдетна менятот неотвратимый роки тонеизбежное повеление?» Хаким Маусили сказал: «Спустя шест ьмесяцев после моей смерти».

Ходжа пожаловал ему все необходимое для спокойной жизни, и Маусилиудалился в Нишапури спокойнов Нишапурепроживал. И каждыйгод посылал календарь и сводпредсказаний. Однако всякий раз, когда к ходжеприезжал кто-нибудьиз Нишапура,ходжа прежде всего спрашивал: «Как Маусили?» И все время, покуда получал известия о егоблагополучии и здравии,был доволен и пребывалв веселии.До техпор, пока в годучетыреста восемьдесят пятом3не прибыл один приехавшийиз Нишапура.И ходжа спросило Маусили.

Тот человек отвесил поклон и сказал:«Да будет глава ислама наследником [его] жизни! Маусили покинул свою земную плоть». [Ходжа] спросил: «Когда?» [Тот] ответил: «В середине месяца раби первого4 передал [он] свою жизнь главе ислама».

Ходжа сильно опечалился, и пробудился[душой], и обратилвзор на свои[земные] дела. Он заверилвакфные распоряжения5, и скрепил печатью пожалования, и написал завещание. И рабов, которые успели себя обеспечить, освободил, и долги, кои имел, вернул, и сделал всех, кого только мог, довольными, и врагам своим простил. И стал жить в ожидании своего часа, пока не настал месяц рамазан6 и он не принял смерть от рук той секты7 — Бог да вложит емув уста его доказательство и да сделает для него просторным местов раю!

Но поскольку наблюденные гороскопы рождения, бракосочетания и материальноготела были верными, а астрологбыл проницательным и просвещенным,это предсказание во всякомслучае сбылось. А Онзнает лучше!

Рассказ [седьмой]

В году пятьсот шестом8 в Балхе, на улице Работорговцев, в доме эмира Абу Са’да Джарре остановились ходжа имам Омар Хайам и ходжа имам Музаффар Исфизари9, а я присоединился к услужению им. Во время пиршества я услышал, как Доказательство Истины10 Омар сказал: «Могила моя будет расположенав таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меняцветами».Меня эти слова удивили, ноя знал, что такой человекне станет говоритьпустых слов.

Когда в годупятьсот тридцатом11я приехалв Нишапур, прошло уже четыре года,с тех пор как тот великий закрыл лицо [свое] покрывалом землии низкий мир осиротел без него.И для меня былон наставником.

В пятницу я пошелпоклониться его [праху] и взялс собойодного человека, чтобы он указалмне его могилу. Он привелменя на кладбищеХире12. Я повернулся налево и у подножия стены, огораживающей сад, увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрыли под цветами. И мне пришли на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах Обитаемой четверти13 я не увидел бы для него более подходящего места. Бог, святой и всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!

Рассказ [восьмой]

Хотяя был свидетелем предсказания Доказательства Истины Омара, однаков нем самом яне видел никакой верыв предсказания по звездам.И среди великих людей никогоне видел ине слышал,кто бы доверял предсказаниям.

Зимою пятьсот восьмого года14 в городе Мерве султан послал человека к великому ходже Садр ад-Дин Мухаммаду ибн Музаффару15 — да помилует егоАллах! —[с поручением]: «Скажи ходже имаму Омару, пустьон определит [благоприятный момент] для выездана охоту, так чтобыв эти несколько днейне былони дождя,ни снега».

А ходжа имам Омар общалсяс ходжойи бывалв егодоме. Ходжа послал человека, позвал егои рассказалемуо происшедшем.[Омар] удалился, два дня потратилна этоделои определилблагоприятный момент.Сам отправился[к султану]ив соответствиис этимопределением усадил султана[на коня].И когдасултан сели проехалрасстояниев одинпетушиный крик, набежала туча,и налетелветер,и поднялсяснежный вихрь.Все засмеялись,и султанхотел уже повернуть. Ходжа имам сказал: «Пусть султан успокоит сердце: туча сейчас разойдется, ив этипять днейне будетникакой влаги».

Султан поехал [дальше], и тучаразошлась, и в этипять дней не былоникакой влаги, и никтоне виделни облачка.
Хотя предсказание по звездам — признанное искусство — уповать на него не следует. А астрологу надлежит далеко в этой вере не идти икаждое предсказание, кое он делает, поручать судьбе.

Рассказ [девятый]

Для падишаха обязательно,где бы онни был, испытывать приближенного или слугу, который при нем есть, и, если тот следует божескому закону, прилежно исполняет религиозные обязанностии предписанияи принимает их, приблизить егок себе, обласкатьи довериться ему.

а ежелион идетнаперекор этому, отстранить его [от себя]и ковровыедорожки своего собрания уберечь от еготени, ибо каждый, кто в господа —велик Он и славен!-и в законМухаммада-Мустафы16 — да благословит его Аллах и даприветствует! —не имеет веры, и по отношениюк нему ниу когоне должно быть веры,и пребудет он [вовеки] злосчастным для себя самогои для господина.

В начале царствования султана Гийас ад-Дунйава-д-ДинМухаммада ибн Малик-шаха17, [прозванного] сподвижником эмираправоверных,— да освятит Аллах егомогилу! — предводитель арабов Садаке поднял восстание, сбросил ярмо повиновения ис пятьюдесятью тысячами арабов выступилиз Хиллек Багдаду.

Эмир правоверных Мустазахир-би-л-лахслал в Исфаханписьмо за письмоми гонцаза гонцом,призывая султана [на помощь].А султантребовал от астрологоввыбора благоприятного момента. И никакоговыбора не представлялосьибо владыка гороскопа султана был возвращающимся18. Сказали: «О повелитель!Не можем выбрать благоприятного момента!» [Султан] сказал: «Ищите!»,и настивал,и предался печали. Астрологи разбежались.

Был газниец, которыйна улицеКуполов имел лавкуи занималсяпредсказаниями.К немуходили женщины, ион писаллюбовные амулеты.И в познанияхегоне былоглубины. Благодаря знакомствус однимиз гуламов,принадлежащих султану,он явилсяпред султаноми сказал:«Я выберу благоприятный момент. Выступи согласно этому выбору и, еслине станешьпобедителем, отсеки мне голову!»

Султансразу жеповеселел, дал ему двести нишапурских динаров, сел согласно его выбору[на коня]и выехал.Сразилсяс Садаке,разбил его войско,а самогоСадаке захватили убил.И когдапобедителем возвратилсяв Исфахан,обласкал предсказателя, одарил его дорогими почетными одеждамии приблизилк себе.

И позвал астрологови сказал:«Выне сделаливыбора,а этотгазниец сделал.И мы выступили,и Господь —велик Они славен! —оправдал его. Почемувы такпоступили? Похожена то,что Садаке прислал вамкакую-нибудьвзятку, чтобы выне назначилиблагоприятного момента».

Те упалина землю,зарыдалии сказали:«С таким выборомне согласился быни одинастролог!Если [султан]желает, пусть напишути пошлют[кого-нибудь]в Хорасан,к великомуОмаруХайаму,—чтоон скажет?»

Султан понял, что эти несчастные говорят правду. Из надимов19 своихон позвал одного просвещенногои сказал: «Устрой завтрау себя дома винопитиеи пригласи астролога-газнийца.Дай ему вина и, когдаон будетв крайнем опьянении, спросиу него: «Это предсказание, чтоты сделал, [ведь]не было правильным, астрологи его порицают. Поведай мне эту тайну!»

Этот надим таки сделаливо времяопьяненияу негоспросил. Газниец сказал: «Я знал, что будет только одноиз двух:либо товойско будет разбито, либо это.Если будетразбито товойско —я обретупочет,а еслиэто —кто станетс меняспрашивать?»

На другой день надим рассказал это султану. Султан распорядился, чтобы того прорицателя изгнали,и сказал:«Человек, который так относитсяк мусульманам,гнусен!»

И астрологов своих позвал, и выразилим свое доверие, и сказал:«Тот прорицатель мне враг, ибо он не совершилни одногонамаза. А ктоне по божескому закону, тот не по нам».

Рассказ [десятый]

В году пятьсот сорок седьмом между султаном мира Санджаром ибн Малик-шахом и владыкой султаном Ала ад-Дин ва-д-Дунйа случилось сражение у ворот Аубе и войска Гура были разбиты. И владыка, султан Востока,— да сделает Аллах вечным его царство! — попал в плен. И сын [моего] господина, справедливый царь мира Шамс ад-Даула ва-д-Дин Мухаммад иб Масуд, оказался пленником в руках эмира испахсалара20 Яранкуша Хурайве. [Выкуп] был назначенв пятьдесят тысяч динаров,и человек его должен был отправитьсяк бимийанскому дворуи собрать эту сумму,с тем что, как только деньги будут доставленыв Герат, сына господина освободят, сам султан мира Санджар дарует ему независимость исо всеми почестями проводитиз Герата.

А я, раб, прибыл к немутогда в услужение.Однажды в крайнейтоске он обратилсяко мне[со словами]:«Когда наступит развязка и когда жедоставят обоз?21» Втот же денья определил высоту [Солнца], составил гороскоп, приложив все старания: вышло так, что развязка должна наступитьна третий день.

На другой денья пришели сказал:«Завтрак полуденномунамазу явится человек».Сын падишахавесь тот день былв мысляхоб этом.На другойденья пришелв егоприсутствие,он спросил:«На сегодня это обещано?» Я сказал: «Да».Я оставалсяпри немдо полуденногонамаза. Когда послышался призывк намазу,онв раздражениисказал: «Видишь, уже полуденный намаз,а никакойвестине прибыло!»

Не успел царевич это сказать, как подъехал гонец и привездобрую весть, что обоз доставлен: пятьдесят тысяч динаров, овцы и другое.И начальникобоза Изз ад-ДинМахмуд-хаджи —кедхуда22 царевича Хусамад-Даулава-д-Дина.И на другой день царевич Шамсад-Даулава-д-Дин был облаченв почетный халат султаном мира [Санджаром]и освобожден.В самое короткое время обратилон лицок месту своего величия, ис каждым днем дела его идут вверх и да будутидти вверх!

На дняхкак-товечером было так, чтоон меняобласкали сказал:«Низами! Помнишь, как тыв Гератесделал топредсказаниеи каконо правильно сбылось?Я желал[тогда] наполнить рот твой золотом,но таму менязолотане было,а здесьесть».Он велелподать золотаи дваждынаполнил мой рот.И сказал:«Большене лезет.Подыми рукав!» Я поднялрукав —он наполнилего золотом.

Господь, святойи всевышний,да преумножит каждодневно могущество могущество этой династии и да убережет этих двух царевичей для господина царявеликого —милостью своейи великодушием!

Источник

1. Один из крупнейшихгородов средневекового Ирана.
2. Министр сельджукских султанов Алпарслана и Малик-шаха.Убит исмаилитамив 1092г.
3. 1092/93.
4. Третий месяц мусульманского лунного года.
5. Здесь: пожертвования или завещание на богоугодныедела.
6. Девятый месяц мусульманского лунного года.
7. Исмаилитов.
8. 1112/13.
9. Астроном XI века.Вместес ОмаромХайамом и другимиастрономами участвовал в календарнойреформе 1079 г.
10. Худжат ал-хакк —почетный титул, которым Низами называет Авицену и ОмараХайама.
11. 1135/36.
12. Квартал древнего Нишапура, в восточнойчасти города.
13. По представлениям средневековых восточных географов: Передняя и СредняяАзия, частично Юго-Восточная Азия, Африка, Средиземноморье, т. е.земли, известные на Востокев товремя.
14. 1114/15 г.
15. Везир при султане Санджаре. Убит в1117/18 г.
16. Мустафа —«избранный», эпитет пророка Мухаммеда.
17. Седьмой правитель дома Сельджукидов.
18. По-видимому,ретроградным.
19. Наперсник царя, участник его интимных увеселений. Придворное звание, дававшееся лицам, стоявшим близко к государю.
20. Военачальник, полководец.
21. Имеются в видутовары и деньгиза выкуп.
22. Здесь: один из членовцарствующего дома.
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
👁 567